Виртуальные и реальные путешествия в тропики. Тропические экспедиции.

Наши планы

Фотогалереи

Чья идея?

Новости сайта

 Вопросы и ответы
   

Корица, перец, гвоздика, имбирь

В поисках "Островов пряностей"

Согласно некоторым источникам Средиземноморья, во времена Римской империи между Юго-Восточной Азией и восточно-африканским побережьем существовал «коричный путь». Римский историк Плиний пишет о том, что продававшаяся в I в. н. э. в Эфиопии корица доставлялась туда через дальние моря на плотах, не имевших ни руля, ни весел, ни парусов. Эти плоты, на которых плавали мореходы малайско-полинезийского происхождения, были предшественниками лодок с двойными балансирами, до сих пор встречающихся у восточных берегов Африки в районе Мадагаскара. Преобладающие в Юго-Восточной Азии во время зимнего солнцестояния восточные ветры несли такие плоты из залива в залив далеко за Мальдивские острова, где их подхватывали северо-восточные ветры, дующие с Индийского субконтинента, и уносили к побережью Восточной Африки севернее Мадагаскара. От Красного моря грузы далее переправляли по суше, перегружая с одного каравана на другой, пока они не достигали долины Нила. Этот отрезок «коричного пути» контролировали арабские купцы.

В тот период, то есть примерно два тысячелетия назад (годы расцвета Римской империи и упрочения Ханьской династии в Китае), товары, вывозившиеся по суше из Центральной Азии, преодолевали на пути в Юго-Восточную Азию ряд этапов. Однако примерно во II в. н. э. центрально-азиатский торговый путь оказался прерванным, и Юго-Восточная Азия влилась в международную морскую торговлю, став связующим звеном между Средиземноморьем, Западной Азией и Китаем. Объем торговли был незначителен: торговые центры региона того периода зависели от спроса на рынках дальних стран. Как на региональном, так и на международном уровне торговля велась преимущественно предметами роскоши: ароматическими веществами, тканями и металлами. Специи с восточных островов малайско-индонезийского архипелага переправлялись сначала на Яву, а оттуда в Китай. Китайцы не имели непосредственного доступа к островам архипелага, которые на Западе позднее стали называть «Островами пряностей», имея о них смутное представление как о некоей группе островов в океане.

Вывоз предметов роскоши с островов Юго-Восточной Азии на континентальную часть материка продолжался примерно до X в., когда многочисленные индийские и китайские торговые суда начали бороздить воды морей, стремясь избавиться от посредников и добраться до непосредственного источника этих товаров, прежде всего специй, пользовавшихся к тому времени большим спросом во многих странах мира. С появлением новых портов в Юго-Восточном Китае и развитием Южного Китая в XI-XIII вв. китайские, индийские и арабские купцы (как и европейцы три века спустя) стали сами снаряжать экспедиции в Юго-Восточную АЗИЮ В поисках экзотических товаров. Наряду с традиционными товарами — ароматическими веществами, наркотиками, шелками, индийским хлопком и китайским фарфором — заморские купцы получили возможность приобретать в больших количествах специи благодаря посредничеству яванцев, которые в XIII—XV вв. контролировали торговлю пряностями, поступавшими с восточных островов архипелага.

Что касается европейцев, то венецианец Марко Поло писал в 1292 г. об импорте перца и имбиря из Индии, а генуэзец Христофор Колумб в 1484 г. мечтал найти кратчайший путь в Индию — страну пряностей. После открытия португальцами морского пути в Индию специи из лесных районов Малабарского побережья на западе Индии везли в Европу вокруг Мыса Доброй Надежды, а в страны Ближнего Востока — через Персидский залив или Красное море.
Малайско-индонезийский архипелаг связан разветвленной сетью торговых путей, по которым курсировали суда многих стран. И все эти пути сходились в Малаккском проливе, обеспечивавшем безопасный проход. Товары с архипелага вывозились по этому естественному каналу, поскольку до появления парового двигателя из-за сезонной смены ветров он служил удобным путем для парусных судов, курсировавших между Индией и островами. К середине XIV в. Малакка уже играла роль перевалочного пункта при перевозке как специй с Явы, островов Банда и Молуккского архипелага, так и тканей из Индии. К XV в. Малакка превратилась в международный центр транзитной торговли.

В начале XVI в. в Европе еще не знали о существовании «Островов пряностей». Однако вскоре после открытия нового морского торгового пути в Индию, где было организовано несколько европейских «ост-индских компаний», началось широкое проникновение португальцев на малайско-индонезийский архипелаг. В 1511 г. они захватили Малакку и в последующие два года проникли на «Острова пряностей», подорвав, таким образом, торговое владычество яванцев. С приходом португальцев в азиатские районы индийской торговли позиции арабских и индийских купцов заметно пошатнулись, а после захвата Малакки португальцы монополизировали торговлю специями. К 1513 г. мускатный орех с Молуккских островов направлялся в Лиссабон из Малаккского порта. Кроме того, монополия Португалии закрыла другим европейским странам доступ к Малабарскому побережью Индии. Таким образом, на островах Юго-Восточной Азии столкнулись интересы торговцев как Азии, так и Европы. Испанцы, обосновавшиеся на Филиппинах, впервые предъявили свои притязания на «Острова пряностей» в 1522 г. после путешествия .Магеллана в поисках западного прохода к ним, но в 1529 г. вынуждены были от них отказаться. В XVII в. торговая монополия перешла в руки голландцев, которые в период наиболее интенсивного экспорта специй даже имели свои плантации на островах Банда и Молуккских. Все европейские державы признавали ключевую позицию Малакки, имеющей выход в Андаманское, Южно-Китайское и Яванское моря, как основного перевалочного пункта в торговле пряностями, подобного Золотому Херсонесу в Древней Греции.

В XVIII в. француз с «пряной» фамилией Пуавр (перец) привез растения гвоздики и мускатного ореха во Французский ботанический сад, откуда они были вывезены во французские колонии в Индийском океане, в частности на Маврикий. Сегодня Молуккские острова уже не являются единственной зоной культивации специй; Занзибар и Мадагаскар снабжают Европу и Америку гвоздикой, используемой в качестве приправы к различным блюдам, а также в медицине и стоматологии. Существование две тысячи дет назад, во времена Римской империи, прямого морского сообщения между малайско-индонезийским архипелагом и восточно-африканским побережьем дает основание предположить, что культивация специй на восточно-африканском побережье началась не раньше XVIII в.

Гвоздика, мускатный орех и перец открывали путь к богатству. История торговли специями — это история ожесточенной борьбы за владычество над «Островами пряностей», сопровождавшаяся завоеваниями, соперничеством и распрями; история географических открытий, повлиявших на судьбы не одной страны. Политика, дипломатия и захват были «сдобрены» перцем, мускатным орехом и гвоздикой. Укреплялись и рушились империи, но ничто не могло помешать постоянно растущей торговле пряностями, которая стала своеобразным связующим звеном между столетиями и способствовала поддержанию контактов между Востоком и Западом.

Автор: Кху Джу И. (Малайзия) — археолог, специалист по истории малазийского искусства, хранитель музея Muzium Sent Asia при университете в Куала-Лумпуре. Автор исследования о культурных связях между Китаем и Явой в период империи Маджапахит; принимала участие в осуществлении ряда проектов, посвященных традиционной архитектуре Юго-Восточной Агии.

Источник: журнал "Курьер ЮНЕСКО". Июль 1984 г., стр. 20, 21. Тематический выпуск "Великие торговые пути". Отсканировано и распознано специально для сайта Equator.ru, 2010-09-12

Спасение путника мифической птицей Рох. Иллюстрация к иракскому манускрипту XIV в. (Рисунок).
Спасение путника мифической птицей Рох. Иллюстрация к иракскому манускрипту XIV в.

Сушка перца в Андхра-Прадеш (Индия). Фотография.
Сушка перца в Андхра-Прадеш (Индия).

Ява. Фрагмент атласа 1556 г. Рисунок.
На этом фрагменте атласа 1556 г. французский мореплаватель и картограф Гийом ле Тестю изобразил европейских купцов на Яве, возвращающихся со специями на свои корабли.

наверх

 
   

Материалы на сайте по теме "Малайзия"

Маршрут в Таиланд и Малайзию для активного путешественника

Лучшие места для экотуризма

Расписание рейсов Москва - Куала-Лумпур (Малайзия) - Москва
В поисках "Островов пряностей"
В Малайзии стали охранять коралловые рифы
Фотографии малазийского Борнео (Сабах)
Планы по строительству грибовидных небоскребов в Куала-Лумпуре
Лангкави и Пенанг
Строительство башен на острове Пенанг
Крупнейший торговый комплекс в Малайзии
Новые виды рептилий и амфибий в Малайзии (остров Тиоман)
Малайзия - конференция по биоразнообразию (февраль 2004 г.)
Дерево-гигант в Малайзии
Малайзия и туризм
Кобры в Малайзии
Нельзя ступить дважды в одну и ту же Малайзию
В малазийских болотах обнаружен новый вид карликовых рыб
Новый Верховный правитель Малайзии
Открытия на Борнео
Карликовые слоны острова Борнео

Все страницы сайта Экватор.ру (карта сайта)

Наша страница на фэйсбуке