Будда. Кратко о самом важном.Поскольку в путешествиях по Юго-Восточной Азии постоянно сталкиваешься с проявлениями буддизма, очень важно (и интересно) знать, кто же такой Будда. Итак,
Будда - основоположник буддизма. Слово “будда”
является производным от санскр. корня “будх” (будить, пробуждаться) и
обозначает переход от спящего, затемненного сознания к пробуждению, к
просветленному сознанию. Собств. имя Б., как правило, отождествляется с
царевичем Гаутамой Шакьямуни, жившим, согласно будд. традиции, в 7-6
вв., а по данным ученых, в 6-5 вв. до н. э. По будд. канонич. лит-ре (Типитака)
трудно составить представление о жизни Будды как историч. лица, однако
существуют более поздние неканонич. версии, дающие достаточно полную
картину жизни Б. К ним относятся “Махавасту” и “Лалитавистара”,
написанные на санскрите и принадлежащие к школе махасангхика,
“Абхинишкрамана-сутра” (оригинал не сохранился), относящаяся к школе дхармагуптака, поэма Ашвагхоши (1 в. н. э.) “Буддхачарита” на санскрите;
“Ниданакатха” на пали, являющаяся введением к джатакам (истории о
предыдущих жизнях Будды). Из этих легендарных по форме и мифологич. по
содержанию повествований можно выделить условно рацион. схему жизни Б.
Б. родился в аристократич. семье рода Шакья, к-рый правил небольшим гос-вом, расположенным на границе Непала и Индии. Мальчику дали имя Сиддхартха, а Гаутама — это его фамильное имя. Отец построил для сына
три дворца, дабы оградить его от неприглядных сторон окружающей жизни.
Царевич возмужал, женился, у него появился сын, названный Рахулой, и
дальнейшая жизнь сулила одни радости. Однако наблюдательный и
впечатлительный Гаутама во время своих переездов из одного дворца в
другой отметил для себя, что люди болеют, стареют, умирают, задумываются
о смысле жизни. Он решил помочь людям в поисках истины и в 29 лет ушел
из дома, став отшельником. 6 лет бродил по долине Ганга, беседовал с
мудрецами и проповедниками, вел строгий аскетич. образ жизни, но,
убедившись, что умерщвление плоти ведет к угасанию разума, отказался от
аскетизма. К 35 годам у него созрело убеждение в близости открытия
истины и Гаутама погрузился в медитацию, в к-рой пребывал — по одной
версии — четыре недели, по другой — семь недель без еды и питья. В
процессе медитации Гаутама достиг просветления, т. е. стал буддой,
к-рому открыты все законы мироздания. После этого Б. в течение 45 лет
ходил по стране и проповедовал свое учение. Умер он в возрасте 80 лет. В
текстах, повествующих о жизни и деяниях Б., постоянно упоминаются боги,
божества, демоны, духи, к-рые приходят к нему, сопровождают его и
беседуют с ним. Сам Б. поднимался в мир небожителей и читал там свои
проповеди, а боги, в свою очередь, неоднократно посещали его келью на
земле. Помимо обычного зрения Б. обладал глазом мудрости во лбу и
способностью всевидения. Согласно традиции, всевидение Б. кроме обычного
зрения обеспечивалось глазом, видящим прошлое, настоящее и будущее;
глазом, видящим восьмеричный (или срединный) путь, глазом, видящим
намерения и поступки всех существ Вселенной; глазом, видящим все, что
совершается в бесчисленных вселенных. Как явствует из текстов, Б.
ощущал, чувствовал, видел, слышал все, что делается на земле и в других
мирах, — эти качества обозначаются как шестифакторное знание Будды. В
свою очередь, всезнание Будды подразделяется на 14 типов: знание четырех
истин (см. Благородная истина), способность достижения великого
сострадания, знание постоянной изменчивости бытия, знание двойного чуда
и др. типы знания. Б. обладал многими волшебными качествами: мог
спускаться под землю, подниматься на небо, летать по воздуху, вызывать
огненные мистерии, принимать любой облик, на его теле имелись 32 большие
и 80 малых отметин, в т. ч. родинки, наделенные магич. свойствами. В
текстах Б. награждается множеством эпитетов, свидетельствующих о том,
что он повелитель Вселенной, бог богов, царь царей, вседержитель,
исцелитель и т. д. Его называют татхагата (тот, кто приходит и уходит),
архат (уничтоживший привязанность к сансарич. бытию), сугата (добро
созидающий), будда (просветленное существо), джина (победитель), бхагават (торжествующий), маха шраман (великий отшельник), синханадин (львиноголосый),
а всего более 30 эпитетов. На идее перерождения держится весь каркас будд. мышления: бытие представляет собой сосуд многослойного вещества, в к-ром пребывает все живое, то поднимаясь в верхние чистые слои, то
погружаясь в нечистоты, одновременно меняя формы и наименования и
проявляясь в том или ином слое в виде животных, птиц, рыб, насекомых,
духов, демонов, людей, богов, будд. Поэтому и появление в мире людей
мыслится как непредсказ. проявление кармич. закона, а не результат
линейного историч. развития. Отсюда и равнодушие буддистов к вопросу об
историчности Б. Христ. хронология библ. истории была необходима для
фиксации чудес и отсчета времени от создания мира или от рождения
Христа, а в буддизме система летосчисления была введена лишь в нач. 50-х
гг. 20 в., причем за точку отсчета были взяты 543/544 гг. до н. э., с
тем чтобы отметить в 1954 2500-летие со дня смерти Б. Т. обр. время
жизни Б. было смещено почти на столетие в отношении научной датировки.
Наиб. ранними памятниками, содержащими нек-рые сведения о жизни Б. и
судьбе его учения, являются надписи-эдикты, выбитые на каменных плитах
по приказу царя Ашоки (268-231 до н. э.). Сверяя данные, содержащиеся в канонич. текстах, а последние передавались изустно до тех пор, пока не
были зафиксированы в 1 в. до н. э., а также сведения историч. ланкийских
хроник, созданных в течение 1 тыс. н. э., с датировкой эдиктов Ашоки,
ученые пришли к выводу, что Б. жил между 560 и 480 до н. э., а офиц.
признанные даты жизни Б. 623/ 624 — 543/544 гг. В. И. Корнев
|